Комическая опера  Дж.Россини «Золушка, или торжество добродетели» была написана автором для взрослой публики. По её мотивам Санкт-Петербургский театр «РЕПЛИКА» создал новую версию старой сказки — спектакль-концерт, который увидели зрители на сцене Малого зала Санкт-Петербургской академической филармонии.

Александр Викулов  “Золушка” в зале Энгельгардта

Спору нет, эта “Золушка” заметно отличалась от россиниевского оригинала. Существенно уменьшившись в габаритах (сокращённый музыкальный материал, минимальный состав участников, оркестровая фактура, адаптированная для маленького инструментального ансамбля), она приобрела черты камерные, в чём-то почти домашние, без стремления огорошить аудиторию фейерверком внешних эффектов. Итальянские речитативы были заменены русскими разговорными диалогами, что, в свою очередь, несмотря на упомянутый лингвистический контент, заставляло временами вспомнить скорее классический французский водевиль, чем (не менее классическую) итальянскую оперу buffa. Всё это, однако, ничуть не помешало занятым в представлении молодым артистам продемонстрировать свои лучшие профессиональный качества, а публике – получить полноценное удовольствие. Все представления на сцене Малого зала Филармонии прошли с вдохновляющим успехом и удивляться этому не приходится. Ведь было сохранено самое главное – атмосфера сказки, как нельзя лучше соответствующая рождественскому сезону, импровизационная спонтанность действия и, не в последнюю очередь, лишённая формализма и рутины живость в “преподнесении” музыкальных номеров, кстати, предъявляющих певцам требования неизмеримо превышающие всяческую “водевильность”. Хочется поздравить всех тех, кто внёс свою лепту в осуществление этого успешного и, как выяснилось, востребованного артистического проекта, в первую очередь обязанного своим появлением на свет таланту и энтузиазму режиссёра и культуролога Надежды Рогожиной — автора оригинального русского либретто, постановщика и продюсера спектакля, который, по сути дела, следует считать её собственным сценическим произведением с использованием музыки Россини. Хочется поздравить дирижёра Арсена Еникеева, концертмейстера Ксению Попову, хореографа Варвару Соболеву, всех певцов-солистов, равно как и музыкантов ансамбля; поздравить и – по праву коллеги, слушателя и “просто петербуржца” – потребовать продолжения. И не только на сцене зала Энгельгардта, бесспорно, как нельзя лучше подходящего для реализации такого рода проектов. Интересных вариантов здесь может быть так много, что в какой-то момент можно испытать своего рода “смешанные чувства”. В самом деле, если мы только представим себе, какие, с одной стороны, необозримые возможности предоставляет Петербург с его концертными залами и галереями для воплощения в жизнь мобильных и стильных творческих проектов, подобных “Золушке”, сколько молодых одарённых артистов можно было бы представить благодарной и охотно откликающейся на интересные творческие заявки петербургской публике, и, с другой стороны, как мало, все эти возможности пока используются, приводя, вопреки, казалось бы, содержательной концертной афише города, к известного рода “дефициту общения” артистической молодёжи и слушателя, нам, возможно, станет даже немного грустно. Но только совсем немного. Потому что “дефицит” в данном случае означает (должен означать!) также и перспективу. Перспективу его преодоления, перспективу осуществлённых возможностей и новых встреч со сказкой.

Александр Викулов, Magister artium

Инсценировка и постановка Надежды Рогожиной

Балетмейстер — Варвара Соболева, сценография и свет — Константин Козлов

Автор аранжировки для камерного ансамбля — Артур Зобнин
Дирижёр — Арсен Еникеев
Камерный ансамбль — Марина Комарова (скрипка), Кристина Казанкина (виолончель), Юлий Тофан (флейта). Семён Сердюков (кларнет), Ксения Попова (фортепиано)
Исполнители — лауреаты международных и российских конкурсов

Принц Рамиро — Дмитрий Янченко (тенор)

 

Алидоро — Тигрий Бажакин (баритон)

 

 

Золушка — Елизавета Бокова (колоратурное сопрано)
Дон Маньифико — Сергей Чепурко (бас-баритон)
Клоринда — Вера Маслова (сопрано)