ПОДЕЛИТЬСЯ

КУЛЬТУРА           

 

  1. Человек – единственный из живых существ, кто на протяжении жизни развивается не только физически, но и личностно. (По крайней мере, он развивается личностно в такой степени, как никакой другой вид живых существ). И если физическое движение происходит в трехмерном пространстве материального мира, то для личностного развития – движения души – требуется особое пространство. Это пространство есть Культура во всем ее многообразии.

 

  1. Доверяясь нашим органам чувств и сложившейся вокруг этого традиции, мы полагаем материальный мир единственно существующей реальностью. К этой реальности мы относим Культуру. Но Культура не есть совокупность материальных объектов и явлений. Различные объекты и явления лишь опредмечивают Культуру. Культура – это пространство бытия души человека.

 

  1. Культура соединяет индивидуальную душу с другими душами, с пространством различных социальных структур и групп, с многомерным пространством Мироздания. Культура представляет для человека «вторую природу». Внутри нее человек рождается и развивается как личность, т.е. выходит за границы биологического плана, устремляясь к Божественному началу. Исторически, этимологически и сущностно Культура близка идеям взращивания, развития и воспитания. Значение Культуры для личностного развития безусловно и для человеческого бытия она является абсолютной ценностью.

 

  1. Культура творится самим человеком, а потому человек и Культура образуют еще один «Гордиев узел», или еще одну «Странную Петлю». Соответственно культуру нельзя изучать классическими научными методами, а гуманитарные дисциплины и, прежде всего, культурология должны реализовывать самые передовые неклассические подходы.

 

  1. Культурой нельзя управлять механически как некой материальной совокупностью. Ее нельзя развивать как некоторое материальное множество, подчиняющееся прагматике современного мира. Так ее можно только уничтожать. Обесценивание, девальвация культуры тождественна разрушению души. В личностном плане это означает расчеловечевание человека, усиление его биологических, животных начал в ущерб истинно человеческим, духовным. За этим низведением человека с неизбежностью следует деградация общества.
  2. Будучи неотъемлемой частью «второй природы», человек не может самостоятельно «сгенерировать» Культуру на пустом месте. Ему по силам только трансформация уже существующей Культуры. Маугли – сказочный персонаж, в реальной действительности не имеющий никаких шансов стать человеком в личностном плане. По этой причине на начальных этапах развития общества критически важна роль духовенства, которое приходит из предыдущего цикла истории, принося с собой высшие достижения его духовного развития. Именно эти достижения прошлого задают генеральное направление и цель развития каждого следующего исторического цикла. В этом смысле религия создает условия для формирования личности и социальных структур общества, для рождения культуры. По мере развития человека, на протяжении цикла, разрыв между духовным и рациональным знанием сокращается. Философия и наука начинают оспаривать прогностическую функцию религии. Это усиливает кризис веры, свойственный заключительным этапам каждого цикла истории.

 

  1. Отдельные части единого пространства Культуры, воплощенные в объектах и явлениях, привычках и традициях понимаются как частные культуры: художественная культура, культура поведения, культура бизнеса, культура речи и проч. Все частные культуры есть лишь части Культуры как целого.

 

  1. Попытки обосновать развитие Культуры некоторой ее частью, понимаемой, прежде всего, как совокупность материальных продуктов или процессов, не корректны. Стремление подогнать многосложную конструкцию под ограниченные возможности классического детерминизма неизбежно редуцирует ее до бинарной модели, состоящей из базиса и надстройки, соотношение которых определяются приоритетами конкретного исследователя. Строго говоря, подобная бинарность есть продукт в лучшем случае двумерного сознания. Несостоятельность подобного подхода с особой наглядностью проявляется при попытках его переноса на большие процессы истории и культуры.

 

  1. Безусловным базисом Культуры является человек. И только человек. Все другие составляющие Культуры присутствуют как элементы, влияющие на него в процессе созидания Культуры и, тем самым, имеющие вторичный характер. При этом человек понимается не как носитель материального начала, а как личность, т.е. целостность, как проявленность души.

 

  1. Культура есть душа народа. Каждый человек стремится существовать в своем локальном пространстве культуры, в окружении коллектива единомышленников и единочувствователей. Внутри этих социальных групп резонансно взаимодействуют одинаковые ППМ и схожие системы ценностей, картины мира, мораль. Каждый коллектив формирует свою уникальную культуру, которая может пониматься как отражение его коллективной души.

 

  1. Культура общества есть сложноструктурированное пространство, отражающее, как и структура общества, структуру сознания носителей высшей ППМ, в которое включены культуры-пространства, определяемые ППМ всех уровней. Качество Культуры как целого определяется высшей ППМ, т.е. элитой общества. Элита является воспитателем народа, хранителем традиций и, по сути, национальной идентичности, гарантирующую устойчивость к деструктивным тенденциям. В этом заключаются роль и историческая миссия элит.

 

  1. В объектах и явлениях Культуры с неизбежностью отражается внутреннее пространство и, соответственно, ППМ их авторов. Взаимодействуя с объектами и явлениями Культуры, человек получает возможность соединения с внутренним пространством автора – пространством его души – и при определенных условиях – возникновении резонанса – совершить «квантовый скачок» – пережить трансценденцию на уровень более высокой ППМ. Таким образом, продукты культуры, хранящие авторское содержание, способны преодолевать временную дистанцию, связывать отдаленные исторические события, обеспечивая синхронизм различных поколений.

 

  1. Передача личностного смысла, т.е. информации о внутреннем пространстве автора, есть уникальная функция художественной культуры. Никакими другими технологиями эта информация не передаваема. Произведение художественной культуры, искусство, эстетическая деятельность возникают только тогда и существуют до тех пор, пока эта функция выполняется. Без нее – любые продукты творческой деятельности могут рассматриваться как информационно-коммуникационная система, которая транслирует информацию об объектах и явлениях исключительно в контексте внешнего пространства.

 

  1. Человек может создавать только то, что он может создать. А создать он может только то, что он есть. Уровень личностного развития автора определяет характер произведения. На доличностном 0-D уровне произведение не может нести информацию о внутреннем пространстве автора, поскольку внутреннее пространство еще не сформировано. В этой ситуации можно говорить о создании магических объектов. На переходных уровнях 1-D и 2-D, когда внутреннее пространство еще не обрело объем, человек обычно отображает окружающий его внешний мир: внешнее пространство является объектом изображения. На уровне 3-D, с обретением человеком полноценного внутреннего пространства, пространство внешнего мира из объекта изображения превращается в средство изображения внутреннего мира. В этот момент информационно-коммуникационная технология становится искусством, как уникальным средством передачи личностного послания автора, информации о его внутреннем пространстве. Соответственно, не верно пользоваться термином «искусство» некритически в приложении ко всем продуктам творческой деятельности человека на всех этапах его развития.

 

  1. Изначально суть человека – его качество – определяют начальные условия, т.е. окружающая социальная среда, а вернее, ее Культура. В ней происходит формирование первых элементарных структур сознания. Уникальность социального опыта определяет личностное разнообразие даже в условиях единой среды. В рамках этих различий возникает новое, создаваемое человеком. Новое в Культуре есть продукт личностных мутаций, возникающих как следствие индивидуального опыта. Но разница разнице – рознь. Помимо количественной компоненты различий еще более важна их качественная составляющая.

 

  1. Каждое общество разделено на две неравные группы: ядро и периферия. Ядро включает подавляющее большинство – порядка 80% — от общей численности общества, остальное – периферия. Ядро составляют носители самых низких ППМ, преимущественно 0-D ППМ. Ядро выполняет консервативную функцию «стабилизатора», обеспечивающего сохранение генофонда и медленный прогресс. Члены периферии – пассионарии, носители высоких ППМ. Своими исканиями они испытывают пути дальнейшего развития общества. В стратегическом смысле, периферия представляет собой зону риска, которую заполняет «расходный материал», т.е. та часть общества, которой можно рисковать, выбирая направление развития, не утрачивая общей стабильности. Ядро следует этим тенденциям, принимает «правила игры» очередного этапа развития, но, по сути, всегда готово вернуться в начальное состояние.

 

  1. В ядре и на периферии общества царят принципиально разные законы бытия. Основу первых составляет идея единства, порождаемая 0-D ППМ доличностного уровня и наглядно отражаемая радиальностью пространства ближней зоны. Основу второй определяет разделенность, порождаемая, прежде всего, 1-D ППМ, ответственной за первый этап развития рационального мышления. Эта разделенность находит отражение в ортогональной структуре пространства дальней зоны. Ядро живет по правилам планирования на уровне обыденного сознания, периферия – по законам творческого озарения. В ядре действует правило справедливого равенства, на периферии победитель забирает все. В обществе эти две качественно разные группы смешаны, пронизывают друг друга, существуя в одном пространстве.

 

  1. По-настоящему новое создается на периферии общества. Истинный творец, будь то деятель сферы искусства, науки или техники, по сути, асоциальный элемент. Следуя исключительно своему внутреннему голосу, первопроходцы, рискнувшие бросить вызов представлениям своего времени, рискуют остаться непонятыми и быть отторгнутыми обществом. Сфера искусства дает многочисленные примеры трагических судеб такого рода. А идея персонального компьютера была отвергнута гигантом IT индустрии, и первая «персоналка» появилась на свет в гараже, благодаря усилиям людей студенческого возраста. То же можно говорить о многих других технических и научных открытиях до и после этого момента.

 

  1. Периферия общества – это территория подвига. Те же, кто творит на потребу публики, функционируют в рамках массовой культуры, воспроизводя ППМ низкого уровня, доминирующие в обществе. Здесь, внутри ядра общества, гораздо комфортнее и безопаснее. Здесь торжествуют компромисс и конформизм. Если на периферии реализуются субъективные интенции, то внутри ядра следуют объективно данному. В первом случае – творят историю, во втором – обслуживают текущее положение дел. Первых, в случае успеха, ждет бессмертие, вторые – непременно канут в Лету со сменой «начальных условий»…

 

  1. Последовательность типов культур во времени формируется по фрактальному признаку, также как последовательность социальных структур, воспроизводя этапы развития человека. Наиболее наглядные примеры тому дают эпохи Античности и Средневековья, поскольку взаимное влияние между этносами в эти периоды было существенно меньшим, чем в последующие периоды истории.

 

  1. В эпоху Античности отчетливо представлены следующие этапы:
    1. нуль-мерная ППМ периода «темных веков»,
    2. одномерная ППМ периода архаики,
    3. двумерная ППМ классического периода,
    4. трехмерная ППМ эллинизма.
    5. Далее происходит разрушение трехмерных структур. Этот этап приходится на закат древнеримской истории.

 

  1. Та же периодичность с отчетливостью представлена в Средневековье:
    1. нуль-мерность Темных веков,
    2. одномерность раннего Средневековья,
    3. двумерность Романского периода,
    4. трехмерность Готики.

 

  1. В последующие эпохи происходит переход к трехчастной периодизации, что обуславливается более сильным взаимным влиянием между различными этносами, но фундаментальный механизм периодизации на основе ППМ остается прежним. В трехчастной периодизации происходит объединение ППМ по качественному различию на основе признака их объемности.
    1. Лишенные объема 0-D, 1-D и 2-D ППМ формируют первый этап цикла.
    2. Второй этап цикла формируется за счет переходной ППМ (2+1)-D, форма которой имеет вид плоскости с вертикалью. Это уже не плоская фигура, но еще и не имеющая объема.
    3. Третий этап определяет 3-D ППМ.
    4. В плане смыслового наполнения форм культуры, первый этап – это познание внешнего пространства, второй этап – формирование системы ценностей через обращенность к сакральному, символизируемому вертикалью, третий этап – объединение результатов первого и второго этапов и, соответственно, по-настоящему, антропный этап. В этом смысле можно говорить о Раннем Возрождении, Маньеризме и Барокко – для Итальянского Возрождения, о Просвещении, романтизме и букете направлений (таких как импрессионизм, натурализм, экспрессионизм и т.д.) – для Нового времени. Для этапов Новейшей истории в качестве трехчастного деления называют Модерн (модернизм), постмодерн (постмодернизм), постпостмодерн или супермодерн (постпостмодернизм).

 

  1. Содержание этапов Новейшей истории радикально – на качественном уровне смыслов и ценностей – отличается от содержания этапов других исторических периодов. Если на протяжении всей истории шло восходящее развитие западноевропейской культуры, то культура Новейшего времени демонстрирует процессы дегуманизации, деградации и упадка. Так, если каждый первый этап предыдущих исторических циклов был ориентирован на постижение окружающего мира, то для модерна доминирующим становится противопоставление природы и техники, с безусловным приоритетом второй, и, шире, искусственного, рукотворного. Постмодернизм замещает поиск ценностей их ревизией, оспариванием и высмеиванием. Наконец, для третьего этапа, ранее представлявшем торжество человека, постпостмодернизм предлагает концепцию расчеловечевания и исчезновения человеческого общества. Эти метаморфозы в рамках Новейшей истории определяются влиянием пятого заключительного этапа парадигмального цикла мета-уровня западноевропейской истории.

 

  1. Четырехчастная цикличность развития ППМ с последующим пятым этапом распада структур, характерная для развития отдельного этноса и наиболее ярко выраженная для эпох Античности и Средневековья, прослеживается на уровне Западноевропейской истории
    1. нуль-мерная ППМ эпохи Античности,
    2. одномерная ППМ Средневековья,
    3. двумерная ППМ эпохи Возрождения,
    4. трехмерная ППМ Нового времени.
    5. В Новейшее время происходит распад социальных структур и форм культуры, что формирует специфику, сопоставимую с ППМ более низкого социального уровня.

 

  1. Парадигмальный цикл на уровне западноевропейской истории с особой наглядностью иллюстрирует развитие театра как пространственной формы. Театр Античности ассоциируется, прежде всего, с древнегреческой трагедией. Эта форма сценического искусства, вопреки широко распространенному мнению, никогда не исполнялась в амфитеатрах, первый из которых – театр Диониса – был построен 30 лет после того как Великие трагики ушли из жизни. В годы своего наивысшего расцвета трагедия читалась в полутьме одеона Перикла, представляя собой сугубо вербальную форму. Поэтому трагедию и древнегреческий театр вполне можно считать нуль-мерной формой. Мистерии Средневековья представляли собой либо уличное шествие, либо представления, которые игрались в длинном сарае с лавками вдоль боковых стен, либо, при наличии сцены, «места действия» выстраивались в ряд одно за другим вдоль линии сцены, словно объекты на одномерном рисунке. Так что театр средневековья демонстрирует ярко выраженную одномерность. Начало Возрождения увидело узкую сцену, которую замыкал расписной задник, либо архитектурная перспектива, по сути копировавшие живописную иллюзию пространства. Так что здесь торжествовала двумерность. Сцена-коробка появилась в эпоху барокко – в самый канун Нового времени, привнеся в театральную форму истинную трехмерность. Пространство стало доминантой в театре на раннем рубеже ХХ столетия. В этот момент из объекта изображения, как это было в предыдущей истории, пространство стало средством изображения внутреннего пространства человека. Изобразительность перестала иметь какое-либо значение и на первый план вышла чувственность новой целостности мировосприятия. С тех пор практически любые шоу – это световые эффекты и сценические технологии, позволяющие в динамике формировать пространство и трансформироваться созвучно настроениям аудитории.

 

  1. Разнообразие и специфика форм социальной, политической жизни и культуры для каждого исторического момента определяется синхронным взаимодействием ППМ различных уровней. Характер этого взаимодействия имеет резонансный характер, т.е. одинаковые ППМ на разных уровнях усиливают свойственные им специфические характеристики. При этом доминантной является ППМ социальных структур высшего уровня (западноевропейская история), а низшей – индивидуальная ППМ. Этот механизм определяет востребованность на различных этапах истории вполне определенных типов личностей, социальных структур и форм культуры.

 

  1. Многоуровневая фрактальная структура развития западноевропейской культуры, в зависимости от уровня ее рассмотрения, представляет собой либо линейный, либо циклический процесс. Как линейный процесс, образованный последовательной сменой эпох, отражающей парадигмальный цикл, западноевропейская история предстает, если рассматривать ее как целое. В качестве циклического процесса, содержащего повторяющиеся качественно схожие этапы, западноевропейская история существует на уровне этносов. Понятие ППМ, раскрывает базовую суть этих процессов, позволяет объяснить их социально-культурную и историческую специфику и закономерности, позволяя также связать между собой.

 

  1. Развитие Культуры с точки зрения синхронизма различных этапов объясняется последовательным включением западноевропейских этносов в исторический процесс. Эта последовательность связана с движением пассионарного импульса в географическом пространстве. Пассионарный импульс распространяется в виде поперечных волн. Первая волна идет из Междуречья, через Египет, острова Средиземного моря, Грецию, Апеннинский полуостров (Древний Рим), центральную Европу (Средневековье) на Британские острова. Каждый центр пассонарности создает расходящиеся волны, которые возбуждают аналогичные процессы на периферии континента. Вторая волна и третья волна одновременно движутся к центру Европы из Италии – последствия итальянского Возрождения (которое немыслимо без участия арабов), и с Британских островов. Заключительный этап развивается как суперпозиция этих волн, распространяясь по всей Европе. Таким образом, «английское возрождение» таковым не является, будучи синхронистично не Ренессансу, а древнегреческой Античности. Английская культура во времена правления Елизаветы время была вербальной, на что указывает факт возникновения национальной английской школы живописи шесть десятилетий спустя смерти Шекспира.

 

  1. Одномерная ППМ в контексте нуль-мерности эпохи Античности рождает ярко выраженный институт рабства. В Средние века сочетание 1-D ППМ двух уровней становится базой феодальных отношений. 2-D ППМ Возрождения не формирует новых производственных отношений, поскольку научное постижение мира остается, по сути, близким искусству, успешно открывшему новое пространство мира. Реализация 3-D ППМ – Новое время – приходится на Англию, где, возникшая в рамках одномерного этапа, буржуазия ярко воплощает научные идеи в виде промышленной революции. Постиндустриальный этап реализуется в эпоху глобализации, совпадающей c Новейшим временем европейской истории – временем распада социальных структур.

 

  1. Парадигмальный цикл, по аналогии с музыкальной сферой, может быть представлен как тема. Совокупность тем образует многоуровневую фрактальную структуру Культуры. В таком случае Культура оказывается организованной по правилам музыкального канона, идея которого заключается в том, что одна и та же тема играется на фоне самой себя, повторяемой в разных голосах с различными способами построения: круговая, восходящая, нисходящая, уменьшение, увеличение…

 

  1. Фрактальная структура Культуры, представленная как музыкальный канон, с наглядностью раскрывает идею гармонии бытия, где слава человека возрастает в циклическом восхождении к целостности многомерности и где пространство Культуры является органичной частью пространства Мироздания, из которого человеку на разных этапах развития доступна размерность, не превышающая трех.

 

  1. Фрактальная многоуровневость пространственных структур реализуется одновременно в двух направлениях. С одной стороны, многоуровневость бытия воплощается в виде форм Культуры, социальных структур и прочих нематериальных явлений, и материальных объектов, существующих одновременно параллельно друг с другом. Это воплощение столь наглядно, что мы не сомневаемся в реальности существования многочисленных социальных классов и структур, периодизации истории и различных национальных локальностей. Они оказывают непосредственное влияние на формирование отдельных личностей, формируя индивидуальный человеческий опыт. Но с другой стороны, в каждый момент времени эта многоуровневая структура воплощается в сознании и душе индивидуального человека. А в индивидуальном воплощении ее многоуровневость заменяется суперпозицией уровней. И уже эти индивидуальные суперпозиции разворачиваются в творческом в обратном направлении – в процессе формирования социально-культурных форм.

 

  1. Человек представляет собой проблему в том смысле, что, непрерывно меняясь как на материальном уровне, так и на уровне сознания и личностного развития, он неизменно – с момента рождения до момента смерти – остается отчетливо идентифицируемым самим собой. Параллель с музыкальным каноном дает подсказку к решению этой проблемы. Ускользающая в динамике развития, суть человека может быть обнаружена так же как ответ на музыкальную загадку эпохи барокко, когда по отдельной теме требовалось восстановить канон целиком.