В мастерской дома в Калифорнии

Сегодня, 21 января свой 95-й день рождения отмечает князь Андрей Андреевич Романов — художник, мемуарист, ветеран Второй мировой войны и первый из Романовых, кто посетил Россию после падения династии в феврале 1917 года. С декабря 2016 года Андрей Андреевич является не только старейшим среди потомков российских Государей, но и главой Рода Романовых, а также хранителем традиций семьи.

Андрей Андреевич появился на свет 21 января 1923 года в Лондоне, в семье князя Андрея Александровича и княгини Елизаветы Фабрициевны, урождённой герцогини Сассо-Руффо, княжны Сан-Антимо. Родители князя венчались ещё в Крыму, в ноябре 1918 году в имении Ай-Тодор, но спустя месяц были вынуждены навсегда покинуть русский берег на борту британского судна «Форсайт». Андрей Андреевич принадлежит к ветви «михайловичей» рода Романовых. По прямой мужской линии он праправнук Императора Николая I и Императрицы Александры Фёдоровны, а через свою бабушку, Великую Княгиню Ксению Александровну —правнук Императора Александра III и Императрицы Марии Фёдоровны. Со стороны матери он потомок ныне угасшей линии герцогов Сассо-Руффо, правителей Баньяры, а также в его жилах течёт кровь князей Мещерских, графов Строгановых и баронов фон Фитингоф.

Андрей Андреевич с сестрой Ксенией Андреевной и старшим братом Михаилом Андреевичем

Внуки Великой Княгини Ксении Александровны. Андрей Андреевич крайний справа

Крёстным отцом Андрея Андреевича стал принц Уэльский, будущий король Великобритании Эдуард VIII, который в 1936 году отрёкся от престола ради женитьбы на разведённой американке Уоллис Симпсон. Третий ребёнок и младший сын в семье, свои детские годы Андрей Андреевич вместе с сестрой Ксенией Андреевной (1919‒2000) и братом Михаилом Андреевичем(1920‒2008) провёл в гостевом доме Виндзорского замка, предоставленном королём Георгом V для своих «бедных русских родственников». Андрей Андреевич воспитывался в русской традиции под строгим контролем своей бабушки Великой Княгини Ксении Александровны, которая до конца своих дней была уверена, что Романовых ещё раз призовут на российский престол, а её внук должен в будущем занять подобающее ему место в России. Родители Андрея Андреевича принадлежали к другому поколению и уже не питали надежды на реставрацию монархии в России, поэтому они воспитывали детей как простых и ответственных людей, с чувством долга перед Родиной и умением справиться с реалиями современного мира. Дома в семье всегда говорили только на русском языке, поэтому Андрей Андреевич прекрасно владеет родным языком, со старым, эмигрантским акцентом…

Гостевой дом Фрогмор-хаус в Виндзоре

Из наиболее ярких картин детства Андрей Андреевич вспоминал, как однажды, катаясь на велосипеде по виндзорскому парку, столкнулся с принцессой Елизаветой, гулявшей вместе со своей няней. В этот же день Ксении Александровне позвонил секретарь Георга V и заявил о нежелательности пребывания любых гостей в частных владениях короля, особенно когда королевская семья отдыхает в Виндзоре. В возрасте шести лет Андрей Андреевич познакомился с королевой Марией, приехавшей на чай к Ксении Александровне. Как вспоминал сам Андрей Андреевич, королева расспросила о нём Ксению Александровну, а затем, подозвав его, сказала, что он может называть её «тётушка Мэри», а короля дядей. Ещё один забавный случай, связанный с британской роднёй произошёл на Пасху. Об этом событии Андрей Андреевич с улыбкой рассказывал: «Мы с братьями и сёстрами от кого-то из королевской свиты получили большие яйца на Пасху. Три или четыре. Мы их с удовольствием сломали, съели, там ещё были какие-то конфеты внутри. Потом вдруг к нам идёт ещё один слуга: “Вы получили яйца?” Мы говорим: “Да, получили”. — “Вы извините, это не принадлежит вам. Это для принцесс Элизабет и Маргарет”. Но было уже поздно». Однажды Андрей Андреевич вместе с родителями и бабушкой приехал в гости к британскому монарху, у которого в тот момент гостила его внучка принцесса Елизавета. Юного князя сразу же отправили играть с принцессой в детскую. Когда Элизабет представили русского родственника и назвали его имя, принцесса стала настаивать: «Ваше имя не может быть Андрей, всех русских зовут Иванами!»

Встреча в парке с принцессой Елизаветой. Картина Андрея Романова
«Ты можешь называть меня тётушка Мэри». Картина Андрея Романова

С детских лет Андрей Андреевич увлекался частыми прогулки по лесу, любил рыбалку на окуня на реке Темзе, а также с большим удовольствием наблюдал за животными в местном зоопарке. Уже в юности он начал проявлять интерес и успехи в рисовании, первым учителем для него был отец Андрей Александрович, ставший в эмиграции неплохим художником-пейзажистом. До двенадцати лет Андрей Андреевич обучался на дому, получив частное традиционное русское образование, характерное для всех представителей Дома Романовых до революции. Затем он продолжил обучение в Колледже имперской службы.

Матрос королевского ВМФ Британии Андрей Романов

В 1939 году началась Вторая мировая война, а в октябре 1940 года мать князя Елизавета Фабрициевна погибла в результате налёта немецкой авиации на Виндзор. Спустя два года, в самый разгар войны, Андрей Андреевич поступил на службу в ВМФ Великобритании. Князь отказался принимать офицерскую должность, предпочитая быть простым матросом. Андрей Андреевич служил на лёгком крейсере HMS Sheffield под командованием адмирала сэра Сесила Харкорта. Он принимал участие в Арктических конвоях, не раз плавал в Мурманск, часто исполняя обязанности переводчика.

HMS Sheffield.jpg
Британский военный корабль «Шеффилд»

Андрей Андреевич стал первым из Романовых, кто побывал на родине после революции. Об этом важном событии в своей жизни он вспоминал: «Это случилось во время Второй мировой войны в декабре 1942 года. Наш корабль был одним из шести в составе конвоя, который сопровождал грузовые суда до Мурманска. Два немецких судна выследили нас и атаковали. Завязался бой. Наше судно было подбито в районе кормы, к счастью, никто не погиб. Мы провели в Мурманске пять дней. Услышав мою фамилию и поняв, кто я такой, русские сказали: “Ну, это дело забытое”». Андрей Андреевич также принимал участие в битве за Атлантику, в североафриканской кампании и высадке союзников в Нормандии. О высадке на французское побережье у князя остались тяжёлые воспоминания: «Утром, бреясь, выглянув в иллюминатор, я увидел, как по воде плыли трупы. Во время боя я находился глубоко в трюме. Я знал, что, если в нас попадет торпеда, у меня не будет ни малейшего шанса выбраться на поверхность. Там, на корабле, я понял суть жизни и смерти»…

Однажды, когда судно, на котором служил Андрей Андреевич прибыло в британский порт на ремонт, князь получил двухнедельный отпуск и решил навестить бабушку Великую Княгиню Ксению Александровну. «Она как раз получила приглашение от короля на приём в честь дня рождения Елизаветы,— вспоминал Андрей Андреевич много лет спустя. — Мы поехали. Во дворце нас встретил королевский церемониймейстер и проинструктировал, как нам вести себя на приёме. У меня не было подходящей одежды, и я явился во дворец в матросской форме. Кругом были генералы и другие важные персоны. Но меня посадили рядом с королём, и он благодарил меня, что я воюю за его страну. На самом деле все русские эмигранты воевали и за Россию тоже. Мы радовались, что Красная Армия бьёт фашистов и молились за свою Родину».

Окончание войны князь встретил на Тихом океане. После демобилизации в 1946 году на короткое время Андрей Андреевич вернулся в Великобританию и стал практикантом на английской ферме в Кенте, для того чтобы получить профессию агронома. Непродолжительное время работал на древопитомнике под Лондоном. В один из дней Андрею Андреевичу пришло приглашение на приём в честь принцессы Маргарет, младшей дочери короля Георга VI. Во время торжественного ужина его посадили рядом с принцессой. Когда наступил перерыв, она наклонилась к князю и прошептала ему на ухо: «Надеюсь, Вызнаете, почему сидите рядом со мной, не так ли?» Обескураженный князь не знал, что ответить, но позднее выяснилось, что он был в списке потенциальных женихов для принцессы Маргарет.

За несколько дней до эмиграции в США

Не находя дальнейших перспектив в Европе, в 1949 году по приглашению дяди князя Василия Александровича, вместе с двоюродным братом князем Никитой Никитичем и имея в кармане всего 800 долларов, Андрей Андреевич эмигрировал в США на грузовом корабле, перевозившим скаковых лошадей, голубей и восьмерых пассажиров. Поселившись в Калифорнии, князь начал работать в магазине, затем вместе с дядей работал в компании «Калифорния Пэкинг», где выращивал помидоры на гидропонике и занимался выведением новых сортов овощей. Изучал социологию и криминалистику в Калифорнийском университете в Беркли, затем работал маклером в пароходной компании и три года провёл в Японии, Корее и Гонконге. Вернувшись в Сан-Франциско, Андрей Андреевич стал агентом по продаже недвижимости, работал простым служащим и дизайнером. В 1954 году он принял американское гражданство. После смерти второй жены Андрей Андреевич переехал в город Инвернесс, к северу от Сан-Франциско, где работал плотником и столяром, а также занимался ювелирным делом.

Андрей Андреевич начал рисовать как художник-примитивист, не имея формального художественного образования, создавая картины по интуиции, опираясь на фантазию. Долгие годы он также занимался художественной фотографией. После выхода на пенсию князь полностью посвятил себя искусству. Андрей Андреевич работает в стиле Shrinky-Dink Art. Он рисует спиртовыми чернилами сюжет на тонком листе пластика. Когда рисунок готов, пластик кладётся в специальную печь, где под высокой температурой пластик уменьшается в размерах примерно на половину, но становится толще в несколько раз. Последний этап работы – закрепление выбранного сюжета на панно. На работах Андрея Андреевича изображены его личные воспоминания, впечатления от американских новостей и культуры, а также сцены из семейной жизни. Уникальные, интересные и совершенно оригинальные художественные работы Андрея Андреевича прочно укоренились в традициях американского народного искусства. В технике Shrinky-Dink Art Андрей Андреевич выполнил, в частности, иллюстрации к своей автобиографической книге «Мальчик, который мог бы стать царем», увидевшей свет в 2007 году в Сан-Франциско.

Во время творческого процесса

В течение долгого периода жизни Андрей Андреевич не любил рассказывать о своём «царском» происхождении, многие американские друзья даже не догадывались, о том, кем в действительности является их друг. «Я старался держать всё это в себе,— признавался князь в интервью для американской прессы, —я всегда шёл вперёд, не зацикливаясь на происхождении». Всё изменилось в 1989 году, когда на волне «гласности» и «перестройки» в Советском Союзе, калифорнийские журналисты узнали, что недалеко от Сан-Франциско живёт внучатый племянник последнего российского Государя. К дому Андрея Андреевича потянулась вереница историков, журналистов и исследователей. Многим было интересно узнать, как живёт и чем занимается наследник российских императоров. Андрей Андреевич принимал всех, кого интересовала жизнь его семьи. Он стал активным популяризатором истории Рода Романовых, часто появляясь в средствах массовой информации и документальных фильмах посвящённых династии Романовых.

Князь Андрей Андреевич и первооткрыватель царских останков Александр Авдонин на месте, где стоял Ипатьевский дом в Екатеринбурге

В 1990 году, впервые после Второй мировой войны, Андрей Андреевич вновь посетил Россию, побывав с выставкой своих картин в Санкт-Петербурге, в городе, где он должен был родиться, если бы не революции и Гражданская война. Зимой 1992 года князь вновь возвращается в Россию и на этот раз он едет в Екатеринбург, чтобы увидеть места, связанные с трагической гибелью Императорской Семьи. В июне 1994 года вместе с Димитрием Романовичем, Михаилом Фёдоровичем и Никитой Никитичем, Андрей Андреевич участвовал в церемонии открытия выставки в Эрмитаже «Николай и Александра». В июле 1997 года он стал одним из почётных гостей на открытии выставки в Смольном соборе Петербурга «Князья Романовы. Семейный альбом за полтора столетия». Выставка представляла историческую ретроспективу жизни семьи Романовых от Александра II до наших дней. Фотоснимки были любезно предоставлены французским генеалогом и исследователем династии Романовых Жаком Ферраном.

Одним из важнейших событий в жизни Андрея Андреевича стала церемония перезахоронения останков Императорской Семьи в Петропавловском соборе Петербурга. Начиная с 1991 года, он активно участвовал в расследовании по идентификации останков Романовых, сдавал образцы своей крови и стал почётным председателей фонда «S.E.A.R.C.H.», чья деятельность была направлена на поиск останков Цесаревича Алексея Николаевича, его сестры Великой Княгини Марии Николаевны и Великого Князя Михаила Александровича, убитого в окрестностях Перми в июне 1918 года. В 2000 году Андрей Андреевич был почётным гостем «Романовских чтений» в Екатеринбурге, а в 2001 году впервые посетил Крым, приехав на полуостров с группой потомков русских эмигрантов первой волны. Он побывал в Ливадийском дворце, Хараксе, Дюльбере и в родном имении своего деда Ай-Тодор. Одна из сотрудниц Ливадийского дворца-музея позднее делилась своими впечатлениями: «Сотрудникам дворца с трудом верилось, что, запросто говоря о бабушке, Андрей Андреевич имеет в виду родную сестру императора Николая II великую княгиню Ксению Александровну, в доме которой он провёл всё своё детство. Служащая “Дюльбера”, узнав, что в группе гуляющих по парку есть представитель рода Романовых, любезно пригласила всех зайти во дворец. Князь прошёл по узким коридорам “Дюльбера”, время от времени останавливаясь, чтобы сделать фотографии видов за окнами. На втором этаже он надолго остановился возле узкого решётчатого окна, задумчиво и напряжённо глядя вдаль. Чувства, охватившие князя, были понятны всем сопровождавшим».

Андрей Андреевич был одним из инициаторов перезахоронения в России праха своей прабабушки Императрицы Марии Фёдоровны, и в сентябре 2006 года принял участие во всех мероприятиях, связанных с перенесением останков Государыни в Петропавловский собор. В 2013 году он приезжал в Петербург в рамках 400-летия восшествия на престол первого царя из Рода Романовых—Михаила Фёдоровича…

В 1951 году, в Сан-Франциско Андрей Андреевич впервые сочетался браком с Еленой Константиновной Дурневой (1927‒1992), дочерью офицера Белой Армии. Её детские годы прошли в Токио, родители занимались там бизнесом, а после Второй мировой войны семья эмигрировала в Сан-Франциско. Елена Константиновна работала секретарём в представительстве японской авиакомпании в Сан-Франциско. От этого брака в 1953 году родился сын — князь Алексей Андреевич Романов, который сегодня является наследником Андрея Андреевича на главенство в Роду Романовых. В 1959 году супруги развелись.

Второй женой Андрея Андреевича стала американка Кэтрин Норрис (1935‒1967), внучка известного романиста Чарльза Норриса и популярной писательницы и журналистки Кэтлин Норрис. Они поженились в 1961 году в Сан-Франциско, в браке у супругов родилось двое сыновей — князья Пётр Андреевич (1961) и Андрей Андреевич (1963). Кэтрин скончалась в 1967 году от воспаления лёгких, а Андрей Андреевич остался один с двумя маленькими сыновьями.

Андрей Андреевич и его супруга американская художница Инес Сторер

Нынешняя супруга князя — известная калифорнийская художница Инес Сторер (1933). Они поженились в 1987 году в Неваде. Со стороны отца Инес имеет немецкие корни, а по материнской линии является потомком еврейских эмигрантов. Её отец, Франц Бачелин, в Первую мировую войну служил лётчиком, демобилизовавшись он изучал архитектуру в Берлине, а в 1928 году через Кубу эмигрировал в США. Обосновавшись в Лос-Анджелесе, Франц работал арт-директором на студии Парамаунт, выступал в качестве художника-постановщика во многих Голливудских фильмах, номинировался на «Оскар» и «Золотой глобус», а в последние годы работал на телевидении. Мать Инес, Анита Хиртфилд, эмигрировала из Германии в 1932 году, опасаясь прихода к власти нацистов. В США она стала актрисой и танцовщицей, но популярности добиться не смогла. Инес окончила католическую школу, ещё в детстве у неё проявился интерес и наклонности к рисованию. Она обучалась в арт-центре в Лос-Анджелесе, затем прошла курс изучения прикладного искусства в университете Бэркли. В 1970 году получила степень бакалавра в Доминиканском университете Сан-Рафаэль, а в 1971 году степень магистра в университете Сан-Франциско.

Однажды, в начале своего знакомства Андрей Андреевич с Инес решили посмотреть фильм «Николай и Александра» режиссёра Франклина Шеффнера. Фильм рассказывал о жизни последней Императорской Семьи и заканчивался жуткой сценой расстрела в подвале Ипатьевского дома. Позднее Инес вспоминала: «Примерно на середине фильма я взглянула на него, и он выглядел ужасно. Я сказала ему, что мы можем уйти в любое время, но он категорически ответил мне нет. Его дядя сказал, что мы должны это увидеть, и мы остались до конца. Потом он признался мне, что ему очень больно было смотреть этот фильм».

На открытии персональной выставки в Сан-Франциско

Сегодня Инес является известным в США художником, её работы выставлялись во многих музеях страны. Она лауреат одной из самых престижных премий в области искусства —Pollock-Krasner Foundation grant. Жена Андрея Андреевича преподавала во многих университетах Калифорнии, а также в Американской Академии в Риме. В настоящее время князь Андрей Андреевич вместе с супругой живёт в пригороде Сан-Франциско, в городке Инвернесс, в доме, которому уже исполнилось 110 лет и, как шутит самый старший из потомков Императора Николая I, это удобное место для настоящей «королевской» жизни.

Андрей Андреевич внимательно следит за событиями в России. Особо пристальное внимание он уделяет возобновлению уголовного дела, связанного с убийством Императорской Семьи в 1918 году в Екатеринбурге. По признанию князя, он мечтает дожить до того момента, когда останки Цесаревича Алексея Николаевича и его сестры Великой Княжны Марии Николаевны будут захоронены вместе со всей Царской Семьёй в Екатерининском приделе Петропавловского собора.

Что касается престолонаследных амбиций, то Андрей Андреевич считает, что ни он, ни другие Романовы не могут претендовать ни на что — «только на право быть вновь полезными России».

@ Иван Матвеев

@ НП «Русская Культура»