Артдокфест–2017 в год столетия революции выдался особенно политизированным: начиная с девиза фестиваля «верхи не могут – низы не хотят», и заканчивая срывами некоторых показов в Москве. Надо сказать, что этот фестиваль – воплощённое противоречие. Либеральный по своей идеологии и по источнику финансирования, он выбирает, тем не менее, девизом ленинский тезис. Десять лет назад его создатели так определяли его лицо: «Мы говорим о неигровом арт-кино, из идей которого вырастали и будут вырастать все телеформаты будущего (…) Мы убеждены: неигровое арт-кино должно принадлежать всем. Мы намерены сделать достоянием профессиональной аудитории и заинтересованной публики его образцы, его эксперименты и его достижения. Таким образом, документальное арт-кино будет введено в круг актуальной культуры и станет предметом осмысления и обсуждения в культурной среде». Но сегодня его программный директор – критик Виктория Белопольская – отмечает, что теперь речь идёт «о самой природе документализма, о верности реальности». Эту мысль уточняет директор фестиваля Виталий Манский: «Люди в отечественном телевизоре и даже отчасти в современном документальном кино по-прежнему немы, а погружение в наиболее актуальные вопросы реальности вновь могут себе позволить в основном зарубежные авторы». Тем не менее, победителями фестиваля всегда (и этот год не исключение) становятся фильмы, герои которых – люди асоциальные (маргиналы) или не очень здоровые, снятые подслеповатой, шатающейся камерой. Беспроигрышная эксплуатация темы «маленького человека», существующего вне времени.

Но! Если оставить за скобками мнение жюри, то на этом фестивале из года в год происходят реальные открытия и новых звёзд отечественного (а с новой миграционной волной можно говорить отечественного в мировом масштабе) и зарубежного кино, и новых форм в киноязыке, который более не волнует жюри (ибо признан только один киноязык – школы Марины Разбежкиной). На фестивале этого года таких открытий произошло как минимум три. Ни один из этих фильмов не был отмечен жюри. Восполняем этот пробел.

  1. Полнометражный фильм русско-немецкого режиссёра Екатерины Федуловой «Вера, надежда, любовь» (в оригинале на немецком языке он назывался «Три ангела для России».

https://www.youtube.com/watch?v=QOXRY7bo-Tk

Екатерина начала историю о трёх молодых женщинах, борющихся «за Россию» сегодня, с рассказа о своей героической бабушке, командовавшей во время Второй Мировой войны медицинским батальоном. Но если бабушка говорит в кадре: «Я хотела умереть за Родину», то современная героиня говорит иначе: «за Родину нужно убивать…».

  1. Полнометражный фильм канадского режиссера Франсуа Жакоба «На никелевой луне».

https://www.youtube.com/watch?v=Xj9ODmIpcjY

Это фильм-исследование заинтересованного в истории и культуре России человека, болеющего за её настоящее. За период реализации этого проекта режиссёр выучил русский язык. Фильм раскрывает проблему умирания советских городов – сателлитов промышленных гигантов, в данном случае Норильского горно-металлургического завода. Эта история типична и для других регионов.

  1. Короткометражный фильм бельгийского режиссёра Питера-Яна де Пью «Девушки и мёд».

https://www.youtube.com/watch?v=ynpvthp4WII

Это настоящий арт-фильм о войне на Украине. Он принципиально отличается своей общечеловеческой интонацией от фильма «Полёт пули» Беаты Бубенец – победителя в этой номинации, который наделал так много политического шума, чего в принципе не произошло бы, если бы он был художественным. Питер-Ян де Пью – режиссёр-философ, ставший известным в Европе благодаря фильму-эпосу о войне в Афганистане.

© НП «Русская культура, 2017
© Т. Ковалькова, 2017